ПОКРОВА

Покрова

Фрагмент храмовой иконы Покрова Пресвятой Богородицы на южном фасаде собора Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, в Москве.

Покрова Пресвятой Богородицы – особо почитаемый праздник в Украинской, Русской, Белорусской Церквах, не смотря на то, что событие произошло на территории Византийского государства в городе Константинополе (современный Стамбул) во Влахернском храме.

Почему именно мы, славянские народы, так чтим и помним этот День?

Во времена царствования князя Олега, он же Вещий, он же князь новгородский, он же великий князь киевский. Как известно в 907 году, князь, собрал свое войско и отправился на Константинополь. Вот как описывает это Нестор Летописец в Повести временных лет: «В год 6415 пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел

Вещий Олег

Вещий Олег

Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.

И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки, и сказали: «Это не

Лев VI мудрый, соправитель брата Александра с 886 по 908 (Лев VI перед Христом. Мозаика в соборе св. Софии)

Лев VI мудрый, соправитель брата Александра с 886 по 908 (Лев VI перед Христом. Мозаика в соборе св. Софии)

Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». И приказал Олег дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей.

И согласились на это греки, и стали греки просить мира, чтобы не воевал Греческой земли. Олег же, немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими царями Леоном и Александром и послал к ним в столицу Карла, Фарлафа, Вермуда, Рулава и Стемида со словами: «Платите мне дань». И сказали греки: «Что хочешь, дадим тебе». И приказал Олег дать воинам своим на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину, а затем дать дань для русских городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других

городов: ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу. «Когда приходят русские, пусть берут

содержание для послов, сколько хотят; а если придут купцы, пусть берут месячное на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо,

Александр, соправитель (мозаичный портрет, собор св. Софии)

Александр, соправитель (мозаичный портрет, собор св. Софии)

рыбу и плоды. И пусть устраивают им баню — сколько захотят. Когда же русские отправятся домой, пусть берут у царя на дорогу еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно». И обязались греки, и сказали цари и все бояре: «Если русские явятся не для торговли, то пусть не берут месячное; пусть запретит русский князь указом своим приходящим сюда русским творить бесчинства в селах и в стране нашей. Приходящие сюда русские пусть живут у церкви святого Мамонта, и пришлют к ним от нашего царства, и перепишут имена их, тогда возьмут полагающееся им месячное, — сперва те, кто пришли из Киева, затем из Чернигова, и из Переяславля, и из других

городов. И пусть входят в город только через одни ворота в сопровождении царского мужа, без оружия, по 50 человек, и торгуют, сколько им нужно, не уплачивая никаких сборов».

Цари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир. И сказал Олег: «Сшейте для руси паруса из паволок, а славянам копринные», — и было так. И повесил щит свой на вратах в знак победы, и пошел от Царьграда. И подняла русь паруса из паволок, а славяне копринные, и разодрал их ветер; и сказали славяне: «Возьмем свои толстины, не даны славянам паруса из паволок». И вернулся Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными»[1].

Константин VII Багрянородный, с 908 года соправитель отца Льва VI и дяди Александра (Коронация Константина VII Багрянородного. Слоновая кость. Москва. ГМИИ. 10 век)

Константин VII Багрянородный, с 908 года соправитель отца Льва VI и дяди Александра (Коронация Константина VII Багрянородного. Слоновая кость. Москва. ГМИИ. 10 век)

Спустя 5 лет «в год 6420. Послал Олег мужей своих заключить мир и установить договор между греками и русскими, говоря так: «Список с договора, заключенного при тех же царях Льве и Александре. Мы от рода русского — Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид — посланные от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукою его, — светлых и великих князей, и его великих бояр, к вам, Льву, Александру и Константину, великим в Боге самодержцам, царям греческим, для укрепления и для удостоверения многолетней дружбы, бывшей между христианами и русскими, по желанию наших великих князей и по повелению, от всех находящихся под рукою его русских. Наша светлость, превыше всего желая в Боге укрепить и удостоверить дружбу, существовавшую постоянно между христианами и русскими, рассудили по справедливости, не только на словах, но и на письме, и клятвою твердою, клянясь оружием своим, утвердить такую дружбу и удостоверить ее по вере и по закону нашему»[1].

Греки, увидя послов, помня еще недавнюю войну, боялись, что снова повторится тот ужас. И собрались в храме для молитвы, где узрел юродивый Андрей и его ученик Епифаний, Богородицу простирающую свой Покров над молящимися. И, когда пришли послы, то обрадовались, узнавши о мирной цели визита.

Андрей Боголюбский

Андрей Боголюбский

«Царь же Леон почтил русских послов дарами — золотом, и шелками, и драгоценными тканями — и приставил к ним своих мужей показать им церковную красоту, золотые палаты и хранящиеся в них богатства: множество золота, паволоки, драгоценные камни и страсти Господни — венец, гвозди, багряницу и мощи святых, уча их вере своей и показывая им истинную веру. И так отпустил их в свою землю с великою честью. Послы же, посланные Олегом, вернулись к нему и поведали ему все речи обоих царей, как заключили мир и договор положили между Греческою землею и Русскою и установили не преступать клятвы — ни грекам, ни руси»[1].

Покрова на Нерли

Покрова на Нерли

После этого события прошло 2,5 века. Русь приняла основательно крещение. После победы Андрея Боголюбского над языческой Волжской Булгарией в 1164 году официально утвердил праздник Покрова на Руси. И выстроил первый храм, посвященный этому торжеству – Покрова на Нерли.

Как в первый раз был простерт Омофор над православной Византией, и была побеждена языческая Русь, так теперь, уже крещеная Русь, одержала победу над язычниками. И, поэтому же, православные воины считают этот день своим. Ведь Материнский Покров и Молитва всегда покрывает от всех врагов видимых и невидимых.

Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша. [2]

Материал подготовила выпускница Богословско-педагогических курсов при Харьковской епархии Глущенко Мария Николаевна


 

  1. Повесть временных лет. Сайт ХРОНОС http://www.hrono.ru/dokum/1000dok/povest1.php (дата обращения 14.10.2015)
  2. Тропарь Покровы Богородицы

(57)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *