«Поминайте наставников и учителей ваших» (Евр. 13: 7)
«Молитесь друг за друга» (Иак. 5: 16)
Это — слова апостолов, которые, служат нам в назидание молиться не только за живых, но и за умерших, ведь у Бога все живы (Лк. 20: 38).
Так в 50 правиле Карфогенского Собора святые отцы наставляют, что, память, о скончавшихся, должна совершаться за литургией, а по нужде и кроме литургии молитвами. Т.е., прежде всего, любой человек, ассоциирующий себя верующим христианином, должен поминать своих усопших за литургией, в храме, а за неимением в данный день литургии – молитвой, к которым можно отнести, панихиды, литии, псалтирь или только 17-ая кафизма, или просто любая молитва за умершего, даже своими словами.
Что же мы видим сегодня. Все поминают второстепенным способом, крайним.
Хочется коснуться особого дня – вторника Фоминой недели. В народе ее все называют, по старой памяти — Радоницей. Если спросить у любого человека мало-мальски знакомого с верой, а иной раз и у постоянных прихожан храма, что это за день, ответят – Пасха для усопших.
Но Пасха – это Воскресение и день воскресный, как и почему у отошедших в Мир Иной она приходит на вторник? Здесь идет противоречие словам Господа (Лк. 20: 38). Раз у нас вспоминают Пасхальные события, то и у Престола то же. Ведь и Ангелы не видимо предстоят на службе в церквях.
Есть красивое правило у блаженного Августина, объясняющий принцип христианства: в главном единство, во второстепенном свобода и во всем любовь. – По- этому в каждой Поместной Православной Церкви есть свои традиции, которые нам могут показаться странными или забавными, а может не понятными.
Так, распространяясь по всему миру, христианство столкнулось с традициями народа, которые впились в кровь с молоком матери и засели, как говориться, на «генетическом уровне». Радоница не осталась в стороне.
Культ мертвых был и есть у всех народов, так же были и дни поминовения.
Так вот, Радоница – это языческий день поминовения предков. Его еще называли Навий День.
Так совпало, что Пасхальный праздники выпадали как раз на Навию неделю.
Это поразительно, уже более 10 веков наш народ крещен, а в традициях основательно засели языческие, правда переформатированные. И ни как не противоречащие вере.
Навия неделя начиналась в четверг – Страстной Четверг. Дом готовили к встрече к покойникам, так как было поверие, что они выходят с четверга на пятницу к людям из загробного мира. Полностью убирали дом, готовили специальную трапезу, а так же баню, что бы они могли помыться.
Все заканчивалось как раз в районе вторник на Фомину неделю, когда все люди сходились на могилки и приносили, так называемые требы – поминальную еду. Общались как с живыми, ели, пили, оставляли еду на могилах для покойного и уходили домой. Священство было вынужденно идти служить на могилы.
Таким образом, зародилась традиция служить в этот день на кладбище панихиду или литию. Не плохая традиция, так как позволяет в суете житейской вспомнить о предках, убрать могилу – место будущего Воскресения.
Но не надо и забывать, что в первую очередь мы христиане. И должны жить и знать, как заповедано Церковью. Поминать своих родных в первую очередь за литургией, а после идти на кладбище христосоваться, и, если есть желание, отслужить панихиду и на могилке.
Так получилось, что Великим Постом не всегда получается отслужить положенную литургию о недавно почившем на положенные третий, девятый, сороковой день или просто день памяти усопшего – смерти, рождения, тезоименитства. И первый день, где служится полная литургия, и, за которой, можно отслужить службу за усопшим полным чином это — вторник Фоминой недели. Недели Антипасхи. Антипасхи не против Пасхи – Пасхи «загробной», как говорят в народе, а вместо Пасхи, т.е., каждое последующее воскресение, есть мини-Пасха.
Давайте отдавать «Богу –Божье, а кесарю –кесарево» (Лк. 20: 25)
- Библия
- Книга Правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и поместных и святых отец. – М.: Русскій Хронографъ 1991, 2004. – 448 с.
- Св. Афанасий (Сахоров). О поминовении усопших по уставу Православной Церкви. – М.: общество любителей прав. Лит-ры. Изд. Им. Св. Льва, папы Римского, 2011. – 544с.
Материал подготовила выпускница Богословско-педагогических курсов при Харьковской епархии Глущенко Мария Николаевна
(59)