Место субботы в богослужебном предании

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие слушатели, Отцы Церкви часто сравнивали Великий Пост с сорокалетним странствованием избранного народа в пустыне.  Для того, чтобы избранный народ не впадал в отчаяние и даже для того, чтобы открыть ему Свою главную и высшую цель, Господь совершил многие чудеса в течение этого сорокалетнего странствования. По аналогии с этим странствием строят Святые Отцы и свое объяснение сорокадневного Поста. Конечная цель Поста — Пасха, Обетованная Земля для Царствия Божия. Однако в конце каждой недели Великого Поста наступает как бы некая «передышка», чувствуется некое предвкушение этой цели. Это два дня – суббота и воскресение, дни, когда совершается Евхаристия; в духовном пути Поста им придается особое значение.
Начнем с субботы. Особое положение этого дня в Церковном Уставе, а также исключение его из типичной великопостной схемы богослужений требуют объяснения. Надо знать, что с точки зрения Церковного Устава суббота не есть постный день а день праздника, установленного Самим Богом: «и благословил Бог седьмой день и освятил его, потому что в этот день Он отдохнул от всех дел Своих»,  – говорится в первой книге Библии – Бытии.  Никто не может изменить или упразднить повеление Господне. Однако известно, что многие христиане считают, что божественное установление субботы было просто перенесено на воскресенье, ставшее таким образом христианским днем отдыха и покоя. Тем не менее, ничто в Священном Писании или Священном Предании не подтверждает такого суждения. Наоборот, Святые отцы и все раннее Предание называют воскресенье первым или восьмым днем, подчеркивая тем самым его особенность и некоторую противоположность по отношению к субботе, которая навсегда осталась седьмым днем. Днем, благословенным и освященным Богом. Суббота –  тот день, когда было засвидетельствовано, что мир сотворен «добро зело», то есть очень хорошо. Таково значение субботы во всем Ветхом Завете, значение, сохранившееся во времена Самого Христа и затем – в Церкви. Это значит, что, несмотря на грех и падение, мир остался добрым Божиим творением; он сохранил то существенное добро, о котором возрадовался Господь: «и увидел Бог все, что Он создал; и было все очень хорошо».
Хранить субботу означало с самого начала, что жизнь может быть полной смысла, счастливой, творческой ,то есть такой, какой Бог хотел ее видеть. Суббота, день отдыха, день, когда мы радуемся о плодах своих трудов; она хранит навсегда благословение Божие, почивающее на мире и на делах Его. Эта преемственность христианского понимания субботы от ветхозаветного не только не исключает, а, наоборот, подразумевает и различие между ними. Во Христе ничто не остается неизменяемым, ибо в Нем все исполнено, все ограничения преодолены, все наполнено новым смыслом. Если суббота, в своем высшем духовном смысле, являет присутствие Божественного «добро зело» ( то есть очень хорошо ) в самой ткани «мира сего», то именно «мир сей» Христос явил в новом свете и претворил в нечто новое.
Христос даровал человеку Царство Небесное, которое «не от мира сего». В этом и есть высший «просвет», благодаря которому для христианина все делается новым. Все добро «мира сего» и все, что в нем, относится теперь к своему исполнению в Царстве Божием, в Царстве будущего века, которое явится во всей своей славе только после конца «мира сего». Больше того, этот мир, отвергнувший Христа, показал, что он во власти «князя мира сего», что «весь мир во зле лежит» и что путь ко спасению мира проходит не через эволюцию, усовершенствования, прогресс, а через Крест, Смерть и Воскресение. “То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет»,  – говорит апостол Павел в Послании к Коринфянам.  Это значит, что христианин живет «двойной жизнью» –  не в том смысле, что он совмещает свою «религиозную» и «мирскую» деятельность, но в том, что вся жизнь его становится «предвкушением» и подготовлением к Царству Божьему и что каждый его поступок призван стать знаком, утверждением и «предвкушением» того, что еще «должно наступить». Таков смысл кажущегося противоречия в Евангелии: «Царство Божие — посреди нас», – говорится в одном месте, и «Царство Божие еще должно придти», – указывается в другом. Тому, кто не познал Царства Божия «посреди» жизни, не может открыться оно как объект любви, ожидания и вожделения, к которым призывает нас Евангелие. Такой человек может еще продолжать верить в наказание или награду после смерти, но никогда не поймет силу и радость христианской молитвы: «Да приидет Царствие Твое!» и «Ей, гряди Господи Иисусе». Христос пришел для того, чтобы мы могли ждать Его. Он вошел в жизнь во времени, для того, чтобы жизнь и время стали путем к достижению Царствия Божия.
Суббота, день Творения мира, день «мира сего», стала — во Христе — днем ожидания, днем, предшествующим Дню Господню.  Претворение субботы произошло в ту Великую и Святую Субботу, когда Господь, «исполнив все дела Свои», почил (уснул) во гробе. На следующий день, «первый день после Субботы», Жизнь воссияла из животворящего гроба, мироносицам было сказано: «Радуйтесь!», ученики «от радости еще не верили и дивились» (Лк. 24:41). Так начался первый день Нового Творения. В этом новом дне Церковь участвует и, вступая в него, вступает в воскресенье. Но Церковь все еще живет и странствует в «мире сем», который в своей мистической глубине стал субботой, потому что, как говорит святой апостол Павел, «вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге; когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол. 3:34).
Все это объясняет единственное в своем роде место субботы — седьмого дня — в богослужебном предании: ее двойной смысл, как праздника и как дня смерти. Это праздник, потому что в «мире сем», в его времени, Христос победил смерть и открыл вход в Свое Царство. Его Воплощение, Смерть и Воскресение являются завершением Творения, которому Бог радовался вначале. Но суббота – это и день Смерти, потому что в Смерти Христовой мир умер, и его спасение, завершение и преображение уже за пределами Смерти в «будущем веке». Богослужебное значение всех суббот годового круга связано с двумя всерешающими субботами: Субботой Воскрешения Лазаря, которое произошло в «этом мире» и стало возвещением и «уверением» общего воскресения; и Великая  Святая Суббота Пасхи, когда смерть сама была побеждена и стала лишь переходом в новую жизнь Нового Творения.

http://shmeman.ru/modules/myarticles/article_storyid_343.html

(51)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *