«И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицом Господа приуготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира» (Лк. 1:76-79). Эти слова произносит пророк Захария своему родившемуся сыну, про которого Господь впоследствии скажет, что из рожденных женами нет ни одного пророка больше; но меньший в Царствии Божием больше его (Лк.7:28).
Иоанн Предтеча или Креститель, величайший из пророков, родившийся на переломе Ветхого и Нового Заветов, до Рождества и после Рождества Христова, до нашей эры и уже нашей эры. Эры, когда Господь усыновил весь род человеческий, где нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни не обрезания, варвара, Скифа, раба, свободного (Кол. 3:11).
Троюродный брат Господа по плоти, был истинно братом и по духу. Он был смиренным, о чем свидетельствуют его слова, когда спросили у Иоанна кто он — «я глас вопиющего в пустыни» (Ин. 1: 23). Он не искал дорогих одежд и изысканных яств, будучи из рода священнического. Он смиренно нес возложенные на него «крест» Гласом, слышанным им в пустыне, донести народу слова пророка Исаии: «исправьте путь Господу» (Ин. 1: 24), «прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие» (Лк. 3: 4 — 6), т.е. уразумеет народ Его, что спасение в прощение грехов их (Лк. 1: 77).
Эти слова как нельзя лучше соответствуют нам сейчас. После принятия святого крещения мы становимся Его народом, но продолжаем грешить, т.е. все больше и больше искривляем свою дорогу на встречу с Христом, возводим не мысленные баррикады. Мы похожи на тех
ветхозаветных фарисеев и саддукеев. Как первые — прикрываем свои пороки чисто внешним, ходим в храм, читаем правила, а внутри не хотим меняться, как вторые — отвергаем духовную жизнь (не хотим делать добрые дела) и загробное воздаяние (раз мы приняли крещение, то уже все мы спаслись, не то, что те грешники, которые в храм не ходят). Мы, так же, приходим крестится не всегда из чистых соображений.
Мы все те же порождения ехиднины, бежим от будущего гнева, при этом не делаем достойных плодов покаяния, думая, что крещения и того внешнего достаточно для спасения. Но уже и секира при корне дерева лежит. И всякого, кто не приносит доброго плода, срубают и бросают в огонь. (Мф. 3: 7 — 10).
В том и состоит величие Иоанна Крестителя, как пророка. Его слова были обращены к ветхому народу, а оказывается, что и для нового поколения они остаются актуальными и, в очередной раз, в день 2014-летия Иоанна
Крестителя и 1984 годовщины выхода его на проповедь, можно непрестанно вопить: » покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное! (Мф. 3: 2) Сотворите достойные плоды покаяния!» (Лк. 3: 8)
Выпускница Богословско-педагогических курсов при Харьковской Епархии Глущенко Мария
(103)